Больше рецензий

4 апреля 2024 г. 07:11

5K

3.5 Для поклонников Шекспира

Пожалуй, я бы не стала читать эту книгу, если бы знала, насколько много в ней внимания уделяется Шекспиру. Увы, я не поклонница его творчества, как и всей драматургии в целом, поэтому центральная линия книги идёт совершенно мимо меня. Но я изначально купилась на сравнения с шикарной Тайной историей Донны Тартт, романом, который первым познакомил меня с поджанром «тёмной академии» и до сих пор остаётся для меня лучшим его представителем. Как можно догадаться из моей оценки, книга М.Л. Рио на меня того же впечатления не произвела.

Всё происходит в Классической консерватории Деллакер, где обучаются студенты на таких направлениях, как вокальное, инструментальное, танцевальное, художественное, лингвистическое, философское и, конечно же, театральное. Именно на театральном, на последнем четвёртом курсе и обучаются семь центральных персонажей романа: Ричард, Мередит, Филиппа, Александр, Рен и, наконец, рассказчик Оливер. Все они горячие поклонники творчества Шекспира, настолько, что даже между собой общаются фразами из его пьес. И как же удачно складывается, что в Деллакер преподаватели занимаются с ними только по Шекспиру.

Каждый год студенты готовят масштабные спектакли по той или иной пьесе драматурга. И, что типично для актёров, у каждого из героев уже выработалось своё амплуа. Ричард, к примеру, самый из них видный и внешне, и по характеру, всегда получает роли королей, воителей. Другому, Александру, хорошо даются роли злодеев. Мередит, привлекательная девушка, роли получала под стать своему внешнему виду. Ну а вот Оливер, от лица которого ведётся повествование, всегда считался среди них худшим актёром, и роли ему доставались самые второстепенные и малозначимые.

В последний год обучения герои снова готовят грандиозную постановку, но, наблюдая за происходящим, можно заметить, что в компании их нарастает напряжение. Тут и недовольство распределением ролей, и личные разногласия. И в центре всего этого, фигурой, которая вызывает у большинства наибольшее раздражение — заносчивый Ричард. Видно, что своих сокурсников он задевает за живое своим поведением и вызывающим отношением. Поэтому, когда однажды, на утро после бурной вечеринки его изувеченный труп находят в близлежащем озере, в глубине души никто по нему не скорбит.

Но помимо того, как смерть Ричарда воздействует на остальных героев, всплывает также вопрос — как он умер? Это несчастный случай или убийство, но тогда чьих оно рук? Начало романа даёт нам намёк — десять лет спустя за решёткой находится Оливер, но, возможно, он невиновен? Все ответы, конечно, ждут в финале.

Вообще, мне нравятся такие сюжеты, когда мы наблюдаем за тесной группой друзей-студентов, между которыми постепенно настолько накаляются отношения, что происходит непоправимое. Тут главное, чтобы автор смог показать весь этот накал страстей, эту группу совершенно разных характеров, которые сталкиваются друг с другом в этом вынужденном сосуществовании. В идеале у читателя должно сформироваться чёткое понимание личности каждого действующего лица, его тайных желаний, а также и всех тех моментов, когда на этой почве между героями возникают неизбежные конфликты. Здесь, увы, главные герои получились плоскими, и у меня возникло ощущение, что их характеры ограничивались теми самыми актёрскими амплуа, которые за ними закрепились. Герои сами признавались, что живут Шекспиром, сценой, и казалось, что у них и правда нет другой жизни, кроме этого. Когда в консерватории были каникулы или другие перерывы в занятиях, они буквально не знали, куда себя деть. И правильно, что это их состояние, пребывание в этом заведении приравнивалось к секте — настолько всеобъемлющим оно для них было.

Из-за того, что герои настолько плохо раскрыты, то и их отношения друг с другом тоже кажутся поверхностными. Особой дружбы между ними не видно, конфликты вроде происходили, но впечатление создавалось такое, что они просто настолько уживались в свои роли, что выносили это за пределы репетиций. Всё казалось нереальным, наигранным, театральным. Такова, возможно, и была задумка автора, но я ей не прониклась.

Помимо всего этого повествование перегружено огромными и многочисленными вставками из пьес Шекспира. Видела в одном из отзывов других прочитавших, что Шекспира можно было спокойно вписать в соавторы этого романа, потому что половина всего текста — отрывки из его пьес. И тут не поспоришь. Герои зачитывают сцены на репетиции, на выступлениях, вставляют в свою повседневную речь цитаты, и это настолько перегружает текст, отвлекает от сюжетной линии, что просто утомляет.

Возможно, надо быть фанатом Шекспира, чтобы прочувствовать этот роман и восхититься задумкой автора. Увы, меня я осталась равнодушной. И сюжетная линия про убийство оставила желать лучшего — всё настолько скучно и пресно, как и персонажи настолько неинтересные, что вообще всё равно, кто из них и зачем совершил убийство. В плюс книге отмечу разве что общую атмосферу закрытого учебного заведения, она автору удалась отлично, но помимо этого книга меня ничем не впечатлила.

Прочитано в рамках игры "KillWish".