Больше историй

1 мая 2024 г. 11:10

105

《Федерико Феллини, режиссер телефильма «Клоуны», был великим ценителем искусства паяцев, которых он назвал «аристократами» среди актеров. Ему приписывают такие слова: «Посмотрев игру хорошего клоуна, уборщица бежит стирать рубашку, пьяница страстно впивается в свою бутылку, художник ловит кисть на лету». То есть вроде бы ничего не меняется, но при этом всё уже не так, как прежде. Потому что, хотя процесс трансформаций может быть не столь очевиден снаружи, в его глубине происходит истинное обновление. А человек, увидев обратную сторону собственной маски, сможет вдохнуть полной грудью и ощутить удивительно свежий воздух, даже не сходя с выбранного пути.》–

– Ален Виньо "Терапия 'Путь клоуна'", гл. XII "Утешение души"

Прочитал я этот фрагмент и вспомнил слова Петра Успенского из книги вопросов-ответов "Четвертый путь" (гл. 4):

《Первый путь — путь Факира. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир работает над физическим телом, над подавлением физического страдания.
  Второй путь — это путь Монаха. Этот путь короче, более надежен и более определенен. Он требует определенных условий, но больше всего он требует веры, ибо если нет веры, то человек не может быть истинным монахом.
  Третий путь — это путь Йоги, путь знания и сознательности. <...>
Но имеется Четвертый Путь, особенный путь, и он не является комбинацией других трех путей. Он отличается от других путей прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, ибо вся работа является внутренней. Человек должен начать работу в тех же условиях, в которых он находится тогда, когда он встречает ее, так как эти условия являются наилучшими для него. Если он начинает работать и обучаться в этих условиях, он может чего-то достичь, а позже, если это будет необходимо, будет способен изменить их, но не раньше, чем увидит необходимость этого. Таким образом, сначала человек продолжает жить той же жизнью, что и прежде, в тех же обстоятельствах, что и прежде.》

картинка applestone